лКняжна Мери╗.

    Вторая повесть, входящая в состав лЖурнала Печорина╗, лКняжна Мери╗, разрабатывает тему героя времени в окружении лводяного общества╗, намеченную еще Пушкиным в известных строфах лПутешествия Онегина╗ (лУж пустыни сторож вечныйЕ╗);

     Система образов в лКняжне Мери╗ глубоко продумана и уравновешена. В первых же записях Печорина от 11и 13 мая мы узнаем о Грушницком и Мери, о Вере и Вернере. Сразу же намечен круг основных персонажей, дана их полная жизненная позиция. По одну сторону от Печорина Ц Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрывается в основном внешняя сторона его жизни. По другую сторону Ц Вернер и Вера, из отношений, с которыми мы узнаем о подлинном Печорине, лучшей части его души.

     Грушницкий Ц один из самых реалистичных объектированных образов. В нем отображен тип романтика не по внутреннему своему складу, а по следованию за модой. Этот вид романтизма, который нравится лромантическим провинциалкам до безумия╗, который только лдрапируется╗ в романтические Необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания╗. Его замкнутость на самом себе подчеркнута органической непосредственностью к подлинному духовному общению, к лнеформальному диалогу╗: лОн отвечает на ваши возражения, но он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую  какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая на самом деле есть только продолжение его собственной речи╗.

     Иной тип представляет Вернер. Он из разряда лстранных людей╗. Е.Михайлова справедливо заметила: лХарактерно, что обычному трафаретному светскому лобществу╗ Печорин предпочитает лстранных людей╗. Единственным своим приятелем он избрал доктора Вернера, который подобно Печорину, поражает лстранным сплетением противоположных наклонностей╗. ( Михайлова Е. Проза Лермонтова)

      Вернер Ц человек, по мнению Печорина лзамечательный по многим причинам╗ И дальше Печорин дает развернутую характеристику человека, в котором писатель запечатлел тип русского интеллигента, скорее всего разночинца, материалиста, и демократа по своим убеждениям, человека богатой и сложной душевной жизни, сотканного, как и Печорин, из противоречий Ц в облике, внешних проявлениях и внутренних качествах. Вынужденный жить и служить в превелигерованной среде, он внутренне близок к простым людям. Он насмешлив и нередко исподтишка насмехается над своими богатыми сановными пациентами, но Печорин видел, как лОн плакал над умирающим солдатом╗. От его злых эпиграмм не один из самодовольных и сытых лдобряков╗ прослыл лпошлым дураком╗. В то же время, все листинно порядочные люди, служившие на Кавказе╗ были его приятелями. И в них современники угадывали ссыльных декабристов.

        Подчеркивая внешнюю неказистость Вернера, Печорин особо выделял в его лнеправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой╗.

      Грушницкий и Вернер Ц это две существующие в жизни ипостаси характера Печорина. Первый Ц утрированное изображение чисто внешних печоринских черт, второй воспроизводит немало из его внутренних качеств. В смысле Грушницкий контрастирует с непривлекательной внешностью Вернера, лУродливо себялюбивой душе╗ Грушницкого противостоит обаяние лкрасоты душевной╗ Вернера: в душе первого  лни на грош╗ поэзии, другой поэт лна деле╗; Грушницкий Ц ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства и тд. Между тем простая арифметическая сумма качеств одного и другого не может дать характера, подобного Печорину. Он на много сложнее и значительнее их, вместе взятых, хотя порою и лвпадает в Грушницкого╗ и действительно близок Вернеру.

        Лермонтову удались и женские образы: жертвенно любящей, жаждущей счастья, но глубоко страдающей Веры и умной, благородной, нравственной и чистой Мери.

        Мери Ц светская девушка, не лишенная духовных запросов, настроенная несколько романтически. В ее романтизме много наивно-незрелого и внешнего. Однако есть в этом романтизме и положительное звено Ц стремление к иной, более содержательной жизни. Особую многозначительность приобретает фраза Вернера, о московских барышнях, которые, призрев пустое кокетничанье лпустились в ученье╗. Мери лзнает алгебру, читает по-английски Байрона.

        Жертвой прихоти Печорина становится не бездумная кокетка, а существо юное, с порывами к идеальному не только в книжно-романтическом смысле; лично поэтому, Мери вызывает такое сочувствие читателя. Пожалуй, наиболее вероятно, что Мери, не появись на ее жизненном пути Печорин, благополучно пережила свой поэтический возраст и, скорее всего, превратилась в заурядную светскую даму. Своеобразную действенную сущность образа Мери отмечал Белинский: лВ ее направлении есть нечто общее с Грушницким, хотя она несравненно выше него╗.

       Образ Веры в какой-то мере проливает свет на возможные варианты судьбы Мери. Вера, очевидно, прошла тот же душевный лискус╗ приобщения ее Печориным миру дотоле неведомых духовно-нравственных ценностей и примеров, несовместимых с условной и во многом искусственной светской жизнью и моралью.

     Романтическая основа судьбы Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в душе чувства любви. Это нельзя сказать о Вере. Изнутри она остается нераскрытой. Ее всепоглощающая любовь к Печорину дана в готовом виде, возникновение и развитие этой любви можно только гадательно предполагать (что, и было в данном сделано). Это наиболее объектированный, лирического плана образ, представляющий собой как бы синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией. В образе Веры, по словам Белинского лособенно отразилась субъективность взгляда автора. Но и он лишен какой-либо романтической ходульности и выспренности, и поэтому не выпадает из общего жизнедостоверного повествования о судьбе лстранного человека╗, как Печорин.

       Говоря о лКняжне Мери╗ нельзя не сказать о Печорине. Здесь Лермонтова интересует в первую очередь преломление различного отношения Печорина к любви, как сильнейшему человеческому чувству, его отношения с Мери Ц доведенная до своего крайнего по-печорински последовательного выражения лсветская наука страсти нежной, утонченная и жестокая игра в любовь, поединок, в котором побеждает наименее поддающейся искренним порывам человеческого сердца. Здесь сказывается вся мера светской испорченности Печорина, хотя тут же проявляется и другая, более глубокая сторона его личности Ц способность искренне увлекаться малейшими проблесками в человеке красоты внутренней, душевной. Вспомним его не раз обращенные к себе вопросы: лУж не влюбился ли я, в самом деле? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что это можно от меня ожидать?╗.

 

 

 

 

 

Почему повесть лКняжна Мери╗ занимает центральное место в романе лГерой нашего времени╗?

    Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом смысле Лермонтов был новатором.

    Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа лГерой нашего времени╗ как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что листория души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа╗. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа. Какова же особенность его композиции?

    При описании важнейших событий в жизни главного героя автор нарушил хронологическую последовательность. Если её восстановить, то первое место в романе должна занять повесть лТамань╗, ведь именно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кавказ. После службы в действующем отряде он отправляется на лводы╗, живёт в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. За участие в дуэли его высылают в крепость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на короткое время отправляется в станицу. Потом Печорин едет в Петербург и через пять лет снова оказывается на Кавказе, отправляясь в Персию. На обратном пути из Персии он умирает. Но почему же Лермонтов отказывается от такой последовательности изложения? Дело в том, что автору важно показать своего героя с разных точек зрения, в новой общественной среде, в окружении людей, занимающих различное положение в обществе.

    В роман Григорий Александрович Печорин входит человеком лстранным╗. Рассказчиком в первой повести романа - лБэле╗ - выступает Максим Максимыч, старый офицер, проведший большую часть своей жизни на Кавказе, где дослужился до чина штабс-капитана. У Максима Максимыча нет основательного образования, он не был в высшем свете. Одним словом, перед нами обыкновенный, простой человек.

    Штабс-капитан полюбил молодого человека. Он понял незаурядность, силу натуры главного героя, его железную волю, способность всех подчинять себе. Однако, что важно, для старика его сослуживец так и остался человеком лстранным╗. Послушав его, мы и сами начинаем считать Печорина загадочным человеком, но понять и объяснить этот характер мы не в состоянии. Это ли не лучшее начало романа?

    Во второй повести, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые лне смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти╗. Портрет настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого.

    Здесь же мы узнаём о чрезвычайно странном поведении сослуживца Максима Максимыча. Почему, прекрасно зная, что штабс-капитан ждёт его на ужин, Печорин не пришёл? Почему он сухо подал руку старику, когда тот готов был броситься ему на шею? Почему даже не поговорил с бывшим приятелем? Но зачем ему это? Вновь ворошить давно прожитое, вспоминать жизнь в крепости, Бэлу, он не хотел. Дружеских чувств к старику (как, впрочем, и к кому-нибудь другому) не испытывал. Так зачем же?

    Повесть эта разжигает наше любопытство к главному герою, порождает вопросы о причинах формирования такого характера. Однако ответа на эти вопросы здесь мы найти не можем.

    Познакомившись с Григорием Александровичем Печориным из рассказов других людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов, чем ответов. Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является лследствием наблюдений ума зрелого над самим собою╗. И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека.

    Первая повесть журнала Печорина, лТамань╗, является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время  пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом лмирный круг честных контрабандистов╗. Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. лЗачем?╗- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа.

    Следующая повесть (лКняжна Мери╗) даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. В ней намечаются основные мотивы всего лЖурнала╗: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

    лКняжна Мери╗ построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

    Повесть эта начинается необычно. В отличие от лТамани╗, где Печорин чрезвычайно деятелен, никогда не сидит на месте, здесь мы видим его любующимся пейзажем наслаждающимся видом цветущей черешни и испытывающим отрадное чувство, когда лвесело жить в такой земле╗ понимаем, что молодой человек в душе поэт. Однако в эту идиллию врывается проза: Григорий Александрович идёт к Елисаветинскому источнику, где собирается водяное общество. Печорин даёт меткие характеристики степным помещикам, что характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях.

    До этой повести мы ни разу не встречали Григория Александровича в толпе людей. Здесь же это довольно частое явление. Так, может быть, среди такого количества людей у молодого человека есть друзья? Ведь здесь, на лводах╗, он встречается с юнкером Грушницким. Однако Печорина что-то раздражает в Грушницком. Почему же этот 21-летний мальчишка так не нравится прапорщику? Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца.  Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. Как тут не вспомнить стихотворение лКак часто пёстрою толпою окружён╗: вокруг молодого человека лмелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски╗, что ему, конечно, неприятно. Раздражённый, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. К этому молодого человека подталкивает и скука. Без каких-либо угрызений совести он вмешивается в судьбу юнкера, влюбляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого.

    В повести есть ещё один человек, с которым, кажется, главный герой дружен. Это доктор Вернер. В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Как мы увидим в дальнейшем у Печорина-то дел не было.

    Возможна ли дружба между такими умными, понимающими друг друга людьми? Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что лиз двух друзей всегда один раб другого╗ (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны).Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые лпо правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя╗. А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. Дневник Печорина мне не раз напоминает  лДуму╗ Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк

К добру и злу постыдно равнодушны...

...И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

   Это равнодушие никому не мешает, пока всё идёт гладко. Но что делать, когда случается буря? А буря случается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создаёт (на ум приходят строчки из лермонтовского лПаруса╗, прекрасно характеризующие молодого человека: лА он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой╗). Так вот, в такой ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться злом и оборачивается злом (вспомним, например, лТамань╗).

    От доктора Вернера молодой человек узнаёт о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что её-то он любит, понимаем потому, что пишет он теперь в том же тоне, в каком описывал природу Кавказа. Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен на любовь: Бэла ему вскоре надоела, к  Максиму Максимычу он нисколько не привязан. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её лдля себя╗, не думает о ней, о том, что мучит её.  Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

    16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: лВ продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись╗. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

    лИз чего же я хлопочу?╗ - спрашивает он себя и отвечает: лЕсть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!╗ Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

    Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклевётанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинён злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остаётся в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

    Итак, в лКняжне Мери╗ нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: лОдни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно╗. И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

    Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, лсебялюбивой и сухой╗, как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него лнравственного калеку╗. Видно, что эта лболезнь╗ прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. лСкучно╗,-заключает он.

    лКняжна Мери╗ показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?!

    Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу лФаталист╗, где герой снова пытается решить важную загадку: в чём истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

    Таким образом, читая роман, мы понимаем. Что Григорий Александрович Печорин как бы поднёс зеркало ко всему своему поколению. Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более, что и мы ведь живём в то время, когда, разрушив старые принципы, ещё не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли лнравственными калеками╗? На эти вопросы поможет найти ответ роман лГерой нашего времени╗ и особенно повесть лКняжна Мери╗, ведь, как мы видим, она действительно занимает центральное место в романе.

 

 

 

Hosted by uCoz